Дистанционно управляемые машины
Попытка создать телеуправляемые машины предпринималась в Германии в Первую мировую войну. Еще тогда изобретатель Флеттнер успешно продемонстрировал «сухопутную торпеду» на четырех колесах. Она управлялась по проводам и предназначалась для резания проволочных заграждений, а также транспортировки огнемета.
Подобные работы возобновились лишь в 30-е гг. Только теперь проектировались малые минные тральщики Minenraumwagen. В1939 г. фирма «Боргвард» изготовила несколько десятков радиоуправляемых машин Sd Kfz 300 двух моделей. Одна из них - В-1 – имела массу 1,5 т, оснащалась двигателем мощностью 29 л. с, который позволял развивать скорость 5 км/ч. Корпус из мягкого металла устанавливался на трехопорное катковое шасси. Эта тележка-тягач буксировала сцепку из нескольких тяжелых зубчатых колес. Их наезд на противотанковую или противопехотную мину провоцировал взрыв. Другой, более совершенный вариант — В-11 — характеризовался массой 2,3 т, обладал двигателем мощностью 49 л. с. Ходовые качества улучшились за счет введения каждый движитель дополнительного опорного катка.
Надо сказать, что обе модели относились к разряду экспериментальных. После их испытаний была создана достаточно надежная легкая машина Sd Kfz 302 (leichter Ladungstrager E-Motor). По параметрам В-111 наиболее полно соответствовала сути «сухопутной торпеды». При габаритных размерах 1,5x0,85x0,56 м ее масса (370 кг) казалась вполне приемлемой. Перемещение со скоростью 10 км/ч обеспечивали два электромотора (по одному па каждую гусеницу) мощностью 2,5 кВт, питаемых 12-вольтовыми аккумуляторными батареями.
Корпус делился на три отсека. В переднем размещалось 60 кг взрывчатого вещества, в среднем — механизмы управления, а в заднем - катушка с трехжильным кабелем длиной 1,5 км. По нему управляли машиной с выносного пульта. Нажатием соответствующих кнопок ее можно было повернуть налево, направо, дать задний ход или остановить. Таким же образом инициировался подрыв заряда.
Машину, поставленную в производство в апреле 1942 г., назвали «Голиафом». (Возможно, в этом есть доля иронии: одноименный библейский персонаж был колоссального роста и силы.) До января 1944 г. фирмы «Боргвард» и «Цюндапп» выпустили 2650 машин.
«Голиафы» широко использовались на советско-германском фронте для проделывания проходов в минных полях. (В частности, ими на Курской дуге расчищали путь наступающим «Элефантам».) Они применялись также для разрушения долговременных огневых точек и укрепленных городских зданий, а также других препятствий. Пытались пустить «Голиафы» и против танков. Однако затея практического успеха не имела из-за уязвимости машины. Ее 5-мм листы из мягкого железа пробивались даже винтовочными пулями, а ка¬бель управления нередко повреждался взрывом мины или снаряда.
Более того, боевой опыт показал, что и транспортируемый подрывной заряд был маловат. Вскоре фирмы «Цюндапп» и «Цахерц» перешли на усовершенствованную модификацию «Голиафов» под индексом Sd Kfz 303 (leichter Ladungstrdger V-Motor). Образец B-V нес уже 75 кг взрывчатого вещества. Новые машины массой 430 кг стали длиннее (1,66 м) и значительно уже (0,62 м). Они оснащались мотоциклетным двухцилиндровым двигателем SZ7 мощностью 12,5 л. с, позволявшим развивать скорость до 12 км/ч. Причем и вперед, и назад могли двигаться в двух скоростных режимах. Длина кабеля управления уменьшилась до 650 м. За счет доведения толщины обшивки до 10 мм повышалась защищенность. За полтора года (до сентября 1944 г.) было выпущено 4604 «Голиафов» B-V. Затем в течение трех месяцев строили (всего 325 экземпляров) улучшенный вари¬ант, у которого почти треть массы приходилось на взрывчатку.
В конструкторском бюро фирмы «Боргвард» одновременно трудились и над тяжелым радиоуправляемым носителем подрывных зарядов Sd Kfz 301 (schwerer Ladungstrager). Обе модификации А и В загружались 500 кг взрывчатого вещества и отличались внушительной массой и габаритами: 3,6 т и 3,65x1,8x1,19 м соответственно. Новая машина, получившая обозначение B-IV, была довольно основательно защищена 8- и 9-мм броневыми листами. А главное — вис поля боя она перемещалась под управлением водителя. Двигатель мощностью 49 л. с. развивал скорость 38 км/ч. Здесь также имелось по две передних и задних скорости. Запас хода превышал 200 км. Применение B-IV выглядело примерно так. Водитель скрытно под¬водил мини-танк к цели на удалении 1,5—2 км, блокировал ручное и включал дистанционное управление. Затем из укрытия либо из штурмового орудия (чаще всего StuG III) оператор радиокомандами с пульта посылал машину вперед. Та шла зигзагами, меняла скорость и направление. У цели с лобового наклонного листа скатывался наполненный взрывчаткой металлический контейнер с зарядом. По возможности машина уводилась на исходное положение. А через некоторое время в заряде срабатывал взрыватель замедленного действия.
Кстати, такой метод доставки фугаса к фортификационным сооружениям был успешно опробован в ходе майско-июньской кампании 1940 г. во Франции. Тогда саперным батальонам танковых дивизий выделялось по 10 Pz Kpfw I. Заряд массой 50 кг перевозился вне башни на крыше корпуса и у цели сбрасывался на землю с по¬мощью рычага без выхода экипажа из танка.
С мая 1942-го по ноябрь 1943 г. фирма построила около 900 радиотанков B-IV. Их выпуск прекратили из-за больших потерь от боевых повреждений. На конвейере стали собирать машины модификации С с 20-мм броней. И хотя масса образца достигла 4,9 тонны, его скорость не снизилась благодаря новому двигателю мощностью 78 л. с, который позволял развивать скорость до 40 км/ч. С декабря 1943-го по сентябрь 1944 г. было выпущено 305 B-IVC (Sd Kfz 301). Со временем на фронте все очевиднее проявлялся основной недостаток «четверок»: оператору, находившемуся на значительном удалении от цели, было трудно, а порой и невозможно следить за ведомой машиной. Опыты с применением телевидения успехом не увенчались. Тогда в августе 1944 г. в качестве машины наведения выбрали «Тигр», чем отчасти решили проблему управления.
И все же ни «Голиафы», ни B-IV не удовлетворяли командование вермахта: первые оказались малоэффективными, вторые — чрезмерно дорогими. Для их замены управление вооружений предложило мотоциклетной фирме NSU создать еще один образец «сухопутной торпеды». За основу взяли гусеничный мотоцикл NSU и с октября 1944-го по февраль 1945 года выпустили 50 средних подрывных машин «Шпрингер» Sdkfz 304. При массе 2,4 т и габаритах З,17 x 1,43x1,45 м они перемещались 37-сильным мотором фирмы «Опель Олимпия» со скоростью 42 км/ч. Запас хода достигал 200 км. «Шпрингер» нес 330 кг взрывчатки, был защищен 10-мм броней. Способ применения оставался тем же, что и для B-IV.
На заключительном этапе войны оставшиеся в строю B-IV приспосабливали в отрядах фольксштурма под истребители танков. На них монтировался пусковой пакет из трех 88-мм реактивных противотанковых ружей. Экипаж установки насчитывал три человека.
З.Ы. Жаль картинки не удалось вставить, не до конца разобрался как это сделать)))